Согласно Порядку ведения кассовых операций контроль за ними ведут банки (п. 41 Порядка). Однако его сотрудники не могут составлять протоколы о нарушениях - таким правом располагают только органы милиции и налоговики (п. п. 1, 2 ст. 28.3 КоАП). Они же должны рассматривать материалы проверки и выносить постановление о штрафах (ст. ст. 23.5, 23.3 КоАП). Следует отметить, что сотрудники милиции имеют право проверять только то, что входит в сферу их компетентности: "техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей" (п. 42 Порядка).
Примечание. Разделение обязанностей
Проверку кассовой дисциплины производят банки, а укомплектованность и защищенность помещения кассы - милиция. Протоколы же об административной ответственности составляют только сотрудники милиции и налоговые органы (по сообщениям банков).
Из вопроса не ясно, какой контролирующий орган проводил проверку и за какое конкретно правонарушение организация была привлечена к ответственности в первый и во второй разы.
Осмотр кассового помещения также может проводится налоговыми инспекторами как при проверке порядка применения ККТ, так и при проведении выездных налоговых проверок.
Порядок проведения выездных налоговых проверок прописан в ст.89 Налогового кодекса РФ.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п.5 ст.89 Налогового кодекса РФ).
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Однако налоговые органы могут проводить повторные выездные налоговые проверки:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного; в рамках этой проверки исследуется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Налоговый орган вправе проводить повторные выездные налоговые проверки независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период:
- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
- в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного;
- по решению руководителя ФНС России.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п.10 ст.89 Налогового кодекса РФ).
Обращаем внимание, что начинается выездная налоговая проверка - с вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующего решения.
Согласно ст.36 Налогового кодекса РФ, по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
В этой связи основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа об ее проведении (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о проведении проверки оформляется в виде мотивированного постановления).
На вопрос отвечала аудитор ООО «Аудиторская консалтинговая компания «Ветар» Прошина Екатерина Александровна.
Т.550-87-8822.04.2009